ВООПИиК: В охранной зоне нужно исключить снос зданий и новострой

Петербургское отделение ВООПИиК 10 июня направило обращение на имя губернатора Петербурга Валентины Матвиенко и председателя ЗакСа Вадима Тюльпанова. На заседании Совета по сохранению культурного наследия, которое прошло 18 июня, это обращение было передано лично в руки губернатора города. До настоящего времени ответа не получено. Об этом сегодня на круглом столе в ИА «Росбалт» сообщил сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), директор Международного благотворительного фонда спасения Петербурга-Ленинграда Александр Марголис.

«Мы убеждены, что без выполнения условий, которые перечислены в обращении, нормализации с охраной наследия невозможно, — заявил он. — Это не шантаж. Петербург находится на пороге исключения из списков ЮНЕСКО».

В обращении говорится, что на наших глазах в Петербурге произошла поистине градостроительная катастрофа, нанесшая огромный вред основным историко-архитектурным ценностям нашего города, центр которого включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Речь идет о разрушении главного городского ансамбля – панорамы Невской акватории. Совсем недавно у ДК им. Кирова выросли два огромных здания – Товарно-фондовой биржи и жилого дома «Финансист» высотой свыше 60 м, при том, что Временный высотный регламент устанавливал на этом участке предельную высоту в 42 м). Названные здания вторглись в панораму Стрелки Васильевского острова, воспринимаемую с Невы, а также в панораму набережной Лейтенанта Шмидта. Они хорошо видны со стороны Сенатской площади и Английской набережной.

За несколько лет до этого с другой стороны Невской акватории около Пироговской набережной возведены два здания высотой около 70 м с вызывающе-наглыми названиями «Монблан» и «Аврора». На Петроградской стороне растет комплекс «Серебряные зеркала», вторгающийся в виды Петропавловской крепости и панораму Невы со стороны Сенатской площади. Проектируются два 140-метровых здания близ Варшавского вокзала («Измаиловская перспектива»), которые будут видны с Университетской набережной, от Петропавловской крепости и с ряда других точек в центре города.

Если подобные по высоте здания появятся на намывных территориях Васильевского острова, а напротив выдающегося ансамбля Петербурга Смольного монастыря будет возведен 396-метровый небоскреб «Охта-Центра», то разрушение ансамблевой организации исторического центра Петербурга будет завершено. Нет сомнения, что на этом процесс не остановится. В результате мы получим резко искаженный масштаб исторической застройки, снижение, а в ряде случаев и утрату градостроительной роли основных доминант, каковыми до недавнего времени являлись почти исключительно храмы и шпили колоколен. Исторический центр будет окружен стеной из небоскребов.

Названный урон, уже нанесенный высотными зданиями историческому центру Петербурга, был, к сожалению, вполне предсказуем и ни для кого из ответственных лиц не мог стать неожиданностью. Столь важное для города решение было принято в результате грубого нарушения федерального Закона об объектах культурного наследия, а также режима Объединенной охранной зоны (1988 г.), которая, кстати сказать, нуждается в замене новой, проект которой был разработан еще в 2006 г.

Авторы обращения также подчеркивают, что необходимо остановить разрушение рядовой застройки центра. За последние 5-6 лет снесено не менее сотни таких домов, среди которых большинство относились к XVIII–XIX вв. Еще больше являются кандидатами к сносу. Между тем именно эта застройка, причем, непременно в ее подлинности создает ту неповторимую атмосферу, колорит, своеобразие, которые выделяли наш город среди большинства мегаполисов Европы. Замена снесенных зданий их приблизительными копиями не спасает положения, а способствует превращению исторического центра в своего рода театральную декорацию, некую видимость, лишь напоминающую о погибших ценностях и лишает его подлинной историчности.

Нельзя не добавить, что одновременно происходит разрушение некоторых выдающихся памятников архитектуры. Это дома Чичерина, Лобанова-Ростовского, Синод, где вместо реставрационного подхода преобладает реконструктивный, хотя ФЗ «Об объектах культурного наследия» допускает работы на памятнике только «без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны» (ст. 44).

«Петербургская стратегия сохранения культурного наследия», принятая Постановлением Правительства С.-Петербурга от 01.11.2005 за №1681, оказалась по существу перечеркнутой. Ряд безусловных достижений в деле сохранения наследия – осуществление губернаторской программы «Фасады Санкт-Петербурга», успешно проведенные реставрации отдельных памятников, к сожалению, не меняют общей картины и не останавливают негативных тенденций.

На основании изложенного Петербургское отделение ВООПИиК считает необходимым:


Признать сохранение культурного наследия в его подлинности приоритетной задачей для исторического центра (в границах зон охраны) и руководствоваться принципами «Петербургской стратегии охраны наследия» при решении всех вопросов, касающихся указанной территории.

Срочно, не дожидаясь завершения разработки Правил землепользования и застройки С.-Петербурга и их введения в действие, рассмотреть и принять Законодательным собранием новый проект зон охраны С.-Петербурга (2006 г.), который включает в себя необходимую систему ограничений на территории исторического центра.

Исключить снос зданий и новое строительство в охранной зоне (в границах, предусмотренных проектом 2006 г.), являющейся одновременно и объектом охраны Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, что полностью соответствует требованию ФЗ «Об объектах культурного наследия» (ст. 34.2). На этой территории возможны только реставрация, реставрационный ремонт, работы по приспособлению зданий для современных нужд (но не реконструкция!) и лишь в исключительных случаях здесь допустимо воссоздание уже снесенных зданий, а также ограниченная реконструкция дворовых построек при условии проведения предварительной экспертизы и согласования ее Советом по охране культурного наследия. Это требование должно быть распространено на всю территорию охранной зоны и все находящиеся там здания вне зависимости от их статуса.

Временный высотный регламент (Временный регламент застройки земельных участков, устанавливающий параметры высотного регулирования на территории С.-Петербурга при осуществлении градостроительной деятельности), утвержденный Постановлением Правительства С.-Петербурга 28.04.2004 за №648, в целом зарекомендовавший себя положительно, принять как постоянный, исключив из него возможность каких бы то ни было отступлений по отношению к историческому центру (в границах зоны регулирования застройки по проекту 2006 г. или буферной зоны по терминологии ЮНЕСКО).

Ввести высотные ограничения в пределах так называемых коридоров (лучей) видимости для территорий за пределами зон охраны с целью исключения вторжения проектируемых там высотных сооружений в панорамы исторического центра.

Отказаться от проведения историко-культурных градостроительных экспертиз, имеющих целью обоснование возможностей строительства в зоне регулирования застройки выше предельных отметок, определенных Временным высотным регламентом.

В целях исключения возможности заданных (необъективных) решений, касающихся построек исторического центра, разрешить заказ экспертиз только государственным органам охраны памятников и разрешить этим органам при мотивированной необходимости проведение альтернативных экспертиз.

Провести административное расследование с участием представителей ВООПИиК с целью выяснения механизма принятия наиболее вопиющих противоправных решений в отношении объектов культурного наследия исторического центра С.-Петербурга, а также определить персональную ответственность за них.

Принять меры по практической реализации рекомендаций Градостроительного совета в отношении двух высотных зданий Васильевского острова и рассмотреть возможность аналогичного решения в отношении двух других зданий, возводимых на Пироговской набережной Выборгской стороны.

Активизировать работу Градостроительного Совета и Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, расширив их права при принятии решений, касающихся сохранения наследия в границах исторического центра (его охранных зон), нового строительства и реконструктивных мероприятий в пределах зоны регулирования застройки, в обязательном порядке вынося на их рассмотрение все вопросы, касающиеся нового строительства, реконструкции и реставрации в указанных границах.


Поддерживая активную деятельность Правительства Петербурга по привлечению инвестиций, мы глубоко убеждены, что инвестиционная привлекательность исторического центра города и сохранение культурного наследия совместимы. Опыт многих исторических городов Европы – яркое тому подтверждение.

Спасти исторический центр от гибели может только возвращение к принципам Петербургской стратегией сохранения культурного наследия. Петербург не должен повторить печальный пример Москвы, говорится в заключении обращения.

rosbaltpiter.ru

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.